【Особое внимание】Сегодня Праздник середины осени!

Новости

 【Особое внимание】Сегодня Праздник середины осени! 

2025-10-06

Праздника середины осени не будет луны, весь год будет напрасен.

Праздник середины осени имеет долгую историю. Как и другие традиционные праздники, он претерпевал изменения со временем. Древние императоры практиковали ритуал жертвоприношений солнцу весной и луне осенью. Термин «Середина осени» упоминается уже в книге «Чжоу Ли». Позже этому примеру последовали вельможи и учёные. Во время праздника середины осени люди любовались и поклонялись яркой круглой луне на небе, выражая свои чувства. Этот обычай распространился среди людей и стал традиционным. Лишь во времена династии Тан обычай жертвоприношений луне приобрёл большую значимость, и праздник середины осени стал постоянным праздником. В «Книге Тан: Тайцзун Цзи» упоминается «Праздник середины осени в 15-й день восьмого месяца». Этот праздник был популярен во времена династии Сун. К эпохе династий Мин и Цин он стал таким же известным, как Новый год, и одним из главных праздников моей страны.

Происхождение праздника середины осени

Древний «Праздник поклонения Луне» отмечается во время «осеннего равноденствия» двадцати четырёх солнечных периодов. Праздник середины осени произошёл от традиционного «Праздника поклонения Луне» .

В традиционной культуре Праздник середины осени берет свое начало в древнекитайском поклонении луне, являющемся пережитком и производным от китайской народной традиции поклонения луне. Праздник середины осени представляет собой синтез осенних обычаев, и многие его элементы имеют древние корни.

Праздник середины осени, также известный как «Лунный вечер», впервые упоминается в «Чжоу Книге». Уже в период Весны и Осени императоры начали приносить жертвы и поклоняться Луне, а позднее это постепенно распространилось и среди народа. В «Книге Тан: Записи императора Тайцзуна» упоминается «Праздник середины осени 15 августа». К началу правления династии Тан Праздник середины осени стал постоянным праздником. Популярность Праздника середины осени началась во времена династии Сун, а к эпохе династий Мин и Цин он стал одним из важнейших праздников в Китае. Он также является вторым по величине традиционным праздником после Праздника весны (четыре главных традиционных праздника Китая: Праздник весны, Праздник Цинмин, Праздник драконьих лодок, Праздник середины осени).

Обычаи Праздника середины осени

Оценка Луны

Обычай любования луной во время Праздника середины осени был чрезвычайно популярен во времена династии Тан, и многие известные поэты писали стихи о луне. В эпоху династии Сун этот обычай стал ещё более распространённым. В этот день «богатые семьи украшали свои террасы и павильоны, а простые люди соревновались за право занять места в ресторанах, чтобы насладиться луной». По сей день семейные встречи для любования красотой полной луны остаются неотъемлемой частью Праздника середины осени.

Оценка османтуса

Османтус – обязательный атрибут Праздника середины осени. В этот день люди часто едят лунные пряники и наслаждаются душистыми цветами османтуса , а также едят различные блюда с османтусом , среди которых наиболее распространены пирожные и конфеты.

Каждую ночь Праздника середины осени люди смотрят на османтус в лунном свете, вдыхают сладкий аромат османтуса и выпивают чашку медового вина с османтусом, чтобы отпраздновать сладость своей семьи, собираются вместе, воздают должное хорошей жизни в этом году и молятся о благословении на будущую жизнь .

Ешьте лунные пряники

Любование луной и поедание лунных пряников – неотъемлемые традиции Праздника середины осени по всему Китаю. Как гласит поговорка: «На пятнадцатый день восьмого месяца луна полная, и лунные пряники Середины осени ароматны и сладки». Термин «лунные пряники» появился в поэме У Цзыму «Сны о Южной династии Сун» времён династии Южная Сун. В то время это была просто закуска. Позже люди постепенно стали сочетать любование луной с поеданием лунных пряников, символизируя семейное воссоединение и выражая тоску по прошлому. Лунные пряники также стали важным подарком друзьям во время Праздника середины осени, используемым для укрепления связей.

Наслаждайтесь цветами османтуса и пейте вино из османтуса.

Во время Праздника середины осени люди часто едят различные блюда, приготовленные из цветов османтуса, среди которых наиболее распространены пирожные и конфеты. В ночь Праздника середины осени любование цветами османтуса в лунном свете, вдыхание их аромата и чашечка османтусово-медового вина стали прекрасным событием во время праздника.

История праздника середины осени

Чанъэ летит на Луну

Согласно легенде, в древние времена на небе появилось десять солнц. Хоуи поднялся на гору Куньлунь и сбил девять из них, избавив людей от этого зла. Жена Хоуи, Чанъэ, была красивой и доброй. Однажды королева-мать Запада, которая жила на горе Куньлунь, дала Хоуи эликсир, обещавший бессмертие и вознесение на небеса. Хоуи поручил Чанъэ спрятать эликсир в сундуке с сокровищами. Это обнаружил ученик Хоуи, Пэнмэн. В пятнадцатый день восьмого лунного месяца Хоуи выводил своих учеников, но Пэнмэн притворился больным и остался. Ночью Пэнмэн, вооруженный мечом, угрожал Чанъэ эликсиром. Чтобы предотвратить пленение Пэнмэна, Чанъэ хитроумно маневрировала и, воспользовавшись удивлением Пэнмэна, проглотила его залпом. Выпив эликсир, Чанъэ грациозно вознеслась к луне. Вернувшись, Хоуи обнаружил, что его жена исчезла, на небе была только яркая луна. В тревоге он бросился в погоню за луной, но не смог ее догнать. Скуча по Чанъэ, жители деревни выставили ее любимые блюда во дворах, предлагая свои благословения издалека. С тех пор пятнадцатый день восьмого месяца каждого года стал Праздником середины осени, временем, когда люди жаждали семейных встреч. Обычай поклонения луне в этот день передается из поколения в поколение. У Ган, уроженец Сихэ во времена династии Хань, также известный как У Цюань, когда-то практиковал даосизм с бессмертным. В этот период Бо Лин, внук императора Янь, воспользовался трехлетним отсутствием У Гана, чтобы изучать даосизм, и завел роман с женой У Гана, в результате чего родилось трое сыновей. Вернувшись, У Ган узнал об этом и в ярости убил Бо Лина. Это разгневало императора Янь, который сослал его на Луну. В наказание император Янь приказал У Гану срубить лавровое дерево в Лунном дворце. Дерево достигало высоты пятисот футов и обладало магическим свойством: каждый срез мгновенно заживал. Это лишило У Гана возможности рубить дерево, и он был вынужден продолжать свою работу день за днём, год за годом.
Жена У Гана, охваченная чувством вины, приказала своим трём сыновьям, Гу, Яню и Шу Цзяню, отправиться на Луну, чтобы сопровождать их предполагаемого отца. Гу превратился в жабу, Янь – в нефритового кролика, а Шу Цзянь – в «неизвестного» Тянь Гуя. С тех пор Шу Цзянь начал мастерить мишени для стрельбы из лука, а Гу и Янь – колокольчики и куранты, разработав систему сочинения музыки. Одинокий дворец Гуанхань часто наполнялся звуками небесной музыки.
Легенда гласит, что У Ган, живший у Южных Небесных Врат, был в близких отношениях с Чанъэ в Лунном Дворце и часто пренебрегал своими обязанностями ради встреч с ней. Узнав об этом, Нефритовый Император в ярости приказал У Гану срубить лавровые деревья на Луне. Если бы он не срубил все лавровые деревья, ему было бы запрещено возвращаться к Южным Небесным Вратам и встречаться с Чанъэ.
Другая теория утверждает, что У Ган, одержимый идеей бессмертия и отвлеченный от учебы, разгневал Императора и заключил его в Лунном Дворце, приказав ему срубить лавровые деревья, пообещав ему бессмертие. Однако У Ган не смог этого сделать.

Лекарство от ударов нефритового кролика

Нефритовый кролик, толкущий лекарство: доброта, скрытая во дворце Гуанхань. Легенда гласит, что появление Нефритового кролика в Лунном дворце, где он день и ночь толк в лекарстве, было не случайным; оно было результатом доброго жеста, «отдачи своей жизни». История, стоящая за этим жестом, раскрывает почтение древних людей к доброте и защите, и детали гораздо более трогательны, чем можно себе представить. Легенда гласит, что во времена правления императора Яо бессмертные часто превращались в смертных, чтобы испытать характер всех существ. Однажды три седовласых старейшины (на самом деле воплощения бессмертных), опираясь на костыли и неся разбитые чаши, просили еды у трёх разных животных в горах. Первым, кого они встретили, была лиса. Она принесла свежепойманную дикую птицу, ощипала её перья и положила перед старейшинами, демонстрируя свою звериную сущность, но исполняя свой долг. Следующей пришла обезьяна. Он ловко взобрался на высокое дерево, сорвал спелые дикие плоды и, подпрыгивая и маня, насыпал их в ладони старейшин. Наконец, кролик наткнулся на кролика. Не обладая ни охотничьей ловкостью лисы, ни ловкостью обезьяны в сборе фруктов, он обыскал свою собственную пещеру, но нашёл лишь несколько сморщенных семян травы. Увидев потрескавшиеся губы старика, кролик беспокойно затопал лапами. Он понимал, что его скудного запаса семян травы недостаточно, но ему больше нечего было предложить. После минутного молчания глаза кролика внезапно загорелись. Он поклонился трём старейшинам, затем повернулся и бросился к ближайшему костру, разведённому жителями деревни. Не дожидаясь ответа, кролик прыгнул в пылающее пламя, оставив лишь туманное послание: «Мне больше нечего предложить, поэтому я накормлю вас троих своей плотью!» Трое бессмертных были глубоко тронуты бескорыстным поступком кролика. В то время как помощь лисы и обезьяны была «по силам», вклад кролика был жестом доброты, «превосходящим их собственные возможности». Они тут же потушили пламя, вынесли невредимого кролика и решили предложить ему особую награду: «Раз у тебя искреннее сердце и ты готов пожертвовать ради других, пойдём с нами в Лунный дворец и стань уважаемым бессмертным кроликом».

Миссия в Лунном дворце:

Кролик-хранитель, которому было поручено измельчать эликсиры, последовал за бессмертными во дворец Гуанхань, где он впервые встретил Чанъэ, одинокую богиню. Чанъэ, приняв эликсир и покинув мир смертных, тосковала по Хоуи. Увидев человекоподобного кролика, она смягчила своё одиночество и попросила кролика остаться с ней. Затем Небесный Император издал указ: поскольку кролик стал бессмертным благодаря «доброте», он поручил ему миссию «защиты всех живых существ» — толчение «эликсира бессмертия». Император специально подготовил для кролика набор инструментов: блестящий белый нефритовый пестик и нефритовую ступку с выгравированным узором из облаков. Ингредиентами для эликсира стали «лавровый лист», «жабья слюна» (легендарная жабья слюна), уникальная для Луны, и «роса трутовика блестящего», собранная в мире смертных. С тех пор Нефритовый Кролик стал постоянным атрибутом двора дворца Гуанхань: стоя на задних лапах, сжимая нефритовый пестик передними, он толкал ингредиенты в ступке. Процесс толчения был нелёгким; пестик был тяжелее его тела, и каждый удар требовал полной отдачи сил. Более того, для создания эликсира требовалось «семь-семь-сорок девять дней», без необходимости отдыха. Но Нефритовый Кролик никогда не жаловался. Он знал, что лекарство продлит жизнь пожилых людей на Земле и позволит разлученным семьям проводить больше времени вместе – так же, как он надеялся помочь пожилому человеку, он хотел передать эту доброту через эликсир миру людей. Иногда Чанъэ стоял рядом и вытирал пот со лба Нефритового Кролика; иногда У Ган в Лунном Дворце отрывался от своего топора, чтобы бросить Нефритовому Кролику несколько свежих лавровых листьев для усиления действия лекарства. Некогда заброшенный Дворец Гуанхань, теперь наполненный частицей жизни, был наполнен звуками Нефритового Кролика, толкущего лекарство.

За пределами легенды: забота человечества о Нефритовом Кролике

распространилась и на людей вместе с легендой о Лунном Дворце, и люди стали считать Нефритового Кролика символом удачи. Каждый год в Праздник середины осени, любуясь луной, взрослые указывали на тени на луне и говорили детям: «Смотрите, это яркое пятнышко! Это Нефритовый Кролик точит лекарство!» Позже люди добавили множество трогательных деталей к образу Нефритового Кролика: говорят, что, толокая лекарство, он рассеивал остатки на землю, где они падали на землю и превращались в целебные травы; и что всякий раз, когда на земле случалась чума, Нефритовый Кролик тихонько упаковывал эликсир в цветы османтуса, которые летели к пораженному месту, помогая рассеять боль. До сих пор Нефритовый Кролик остается одним из самых нежных мифологических образов в китайском сердце – не могущественным божеством или величественным зверем, а кроликом, увековеченным добротой и распространяющим доброту через упорство. Его тысячелетняя практика точения лекарств говорит об истине: «Упорный труд окупается, а доброта заслуживает защиты».

xinwen3
Главная
Продукция
О Нас
Контакты

Пожалуйста, оставьте нам сообщение